|
|
|
|
|
|
|
8. |
Прочтите фрагмент документа. Определите время его появления.
«Многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные, и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. того ради позволяется… для размножения таких заводов как шляхетству, так и купецким людям, и тем заводам деревни покупать невозбранно…» |
|
|
|
|
|
|
|
эпоха дворцовых переворотов | | |
|
|
|
|
|
|
15. |
Укажите сражения, в которых участвовала русская армия в XVIII веке?
А) |
Полтавская битва |
Б) |
Взятие Измаила |
В) |
Битва при Аустерлице |
Г) |
Сражение при Кунерсдорфе |
Д) |
Куликовская битва | |
|
АГД |
|
АВД |
|
АБГ |
|
ВГД | |
|
|
|
|
|
21. |
Установите соответствие между событиями и датами. Полученный ответ впишите в таблицу:
СОБЫТИЯ |
ДАТЫ |
1) |
установление российского протектората над восточной Грузией |
А) |
1721 |
2) |
присоединение восточной Белоруссии по первому разделу Польши |
Б) |
1783 |
3) |
подписание Ясского договора с Турцией, установившему границу России по Днестру |
В) |
1772 |
4) |
Подписание Ништадтского мирного договора со Швецией, завоевание выхода в Балтийское море |
Г) |
1789 |
|
|
Д) |
1791 | | |
22. |
Отметьте новые явления, появившиеся в государственном строе России в XVIII веке. (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).
1) |
осуществлена реформа церкви, введен обряд по греческому образцу |
2) |
созвана Уложенная комиссия, пытавшаяся выработать новый свод законов |
3) |
проведена губернская реформа, сосредоточившая власть на местах в руках генерал-губернатора |
4) |
вместо приказов учреждена система коллегий |
5) |
отменены кормления, вместо них власть перешла к избираемым населением земским старостам | Ответ: _______________ | |
23. |
Прочитайте отрывок из указа российского монарха XVIII века и запишите имя монарха.
“...дабы никто... челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания... когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее императорскую особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты”
Ответ:_____________________
(имя впишите в строку ответа).
| |
24. |
Установите хронологическую последовательность событий русской истории XVIII веков. Полученный результат занесите в таблицу.
А) |
введение ассамблейного кодекса |
Б) |
учреждение Московского университета |
В) |
открытие Смольного института благородных девиц |
Г) |
начало издания первой печатной газеты «Ведомости» |
| |
25. |
Установите соответствие между деятелями XVIII века и характеризующими их признаками. Полученный ответ впишите в таблицу:
ДЕЯТЕЛИ |
ПРИЗНАКИ |
1) |
А.Д. Менщиков |
А) |
церковный деятель, первый обер-прокурор Синода |
2) |
И.И. Шувалов |
Б) |
сподвижник Петра I, ставший после его кончины генералиссимусом и временщиком |
3) |
Г.А. Потемкин |
В) |
фаворит Елизаветы Петровны, покровитель М.В. Ломоносова, попечитель университета |
4) |
Ф. Прокопович |
Г) |
фаворит Анны Иоанновны, чьим именем названа эпоха засилья иноземцев при российском дворе |
|
|
Д) |
государственный деятель эпохи Екатерины Великой, содействовал присоединению Крыма и строительству Черноморского флота |
| |
26. |
Прочтите фрагмент из воспоминаний Е.Р. Дашковой, государственного деятеля эпохи «просвещенного абсолютизма» и напишите имя российского императора, о котором в нем говорится.
«Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками»
Ответ: _________________
(имя впишите в строку ответа).
| |
|
|
|
29. |
Прочитайте текст современного историка о начале правления Екатерины Великой. Ответьте на вопросы.
«Взойдя на престол, Екатерина объявила себя преемницей Петра I и, следовательно, абсолютной самодержицей. Однако эта императрица переписывалась с Вольтером и называла его «учителем»: «Ваши сочинения приучили меня мыслить», - писала она французскому философу. Она дружила с Дидро и д’Аламбером, приглашала последнего быть воспитателем ее сына. В Манифесте от 6 июля 1762 г. было объявлено, что самодержавное самовластие само по себе, без узды добрых и человеколюбивых качеств, есть зло, пагубное для государства; также признавалось определенное право личности поступать по собственной воле. Постепенно монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», но как блюститель законности: «просвещенный абсолютизм» неразрывно связывает монархию с «правильной организацией» управления и суда.
Прусский король Фридрих Великий, когда был еще с Екатериной в приязненных отношениях, часто хвалил ее. «Многие государыни, - говорил он, - заслужили славу: Семирамида- победами, Елизавета Английская - ловкою политикою, Мария-Терезия - удивительною твердостью в бедствиях, но одна только Екатерина заслуживает наименование законодательницы».
1. Как понимала императрица идею «просвещенного абсолютизма»?
2. Приведите три примера законодательной деятельности Екатерины Великой.
| |
|
|