Тема № 7 Российская империя во второй половине XIX века. Россия в конце XIX ­­– начале XX века

 
1.

В 1855-1881 в России правил император

 

Николай I
Николай II
Николай II
Александр III
2.  

А.И. Герцен, по выражению царя, «этот русский, ускользнувший от Клейнмихеля и Дубельта» писал в своем послании: «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепо­стного состояния, залечите синие рубцы на спине нашей братии... Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить...». Кто был адресатом письма?

 

М.Т. Лорис-Меликов

 

Александр II

 

П.В. Валуев

 

Александр III

3.  

Верны ли следующие утверждения?

Крестьянская реформа 1861 гола предусматривала

А.

личное освобождение крестьян.

Б.

предоставление крестьянам надела пахотной земли без выкупа.

 

верно только А

 

верно только Б

 

верны оба утверждения

 

оба утверждения неверны

4.  

Одним из первых мероприятий императора Александра  II  в «эпоху оттепели» было

 

упразднение сословного деление общества

 

введение бессословных земских органов

 

проведение амнистии декабристов и петрашевцев

 

учреждение военных поселений

5. Для подготовки крестьянской реформы в 1858 году был создан
 

Непременный совет

 

Главный комитет

 

Негласный комитет

 

Государственный совет

6.  

К Великим реформам Александра II относится

 

манифест об учреждении Государственной думы

 

инвентаризация в западных губерниях

 

введение в действие Указа о вольных хлебопашцах

 

учреждение земств в уездах и губерниях

7.

После выхода в свет «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной неволи», крестьянство

 

получило право перехода во все сословия

 

стало неполноправным сословием сельских обывателей

 

получило равные права с мещанством

 

было освобождено от круговой поруки в общине

8.

Верны ли следующие утверждения?

А. Впервые по реформе 1864 года Россия обрела независимый бессословный суд.

Б. Согласно реформе, в России был введен состязательный процесс, обязательное участие защиты и обвинения..

 

верно только А

 

верно только Б

 

верны оба утверждения

 

оба утверждения неверны

9.

Целью Крымской системы, создаваемой западноевропейскими державами стало

 

сохранение статуса России как великой державы

 

нарушение территориальной целостности России

 

поддержание международной изоляции России

 

отторжение от России Северного Причерноморья

10.  

С крестьянской реформой 1861 г. связаны(-а)

 

барщина и оброк

отрезки и временнообязанное состояние крестьян
 

ликвидация общины и переселенческая политика правительства

 

ликвидация крупного помещичьего землевладения и отрубов

11.  

Министр иностранных дел, добившийся отмены статей Парижского мира на Лондонской конференции 1871 года

 

В.Ламсдорф

 

К.Нессельроде

 

А.Горчаков

 

Н.Игнатьев

12. С событиями русско-турецкой войны 1877-1878 годов связаны имена
А. Ермолова, Шамиля
Ф.Радецкого, М. Скобелева
П. Багратиона, М. Кутузова
В.Корнилова, П.Нахимова
13.  

«Манифест о незыблемости самодержавия», окрещенный оппозиционными острословами «ананасным манифестом» (по словам документа «А на нас возложить...»),   был принят при

Александре I
Александре II
Александре III
Николае II
14.  

Указ  министра просвещение А.Делянова «О кухаркиных детях» был направлен на

расширение приема в гимназии лиц низших сословий
защиту прав на образование для неимущих
упрочение сословного принципа в образовании
снижение образовательных привилегий дворянства
15.  

В число контрреформ Александра  III  входят

отмена подушной подати с крестьян
 

обязательный перевод крестьян на выкуп

 

введение земских участковых начальников

 

упразднение мировых судов

 

принятия Указа о кухаркиных детях

16.  

О каком событии идет речь в телеграмме, направленной властям владельцем фабрики:

«Рабочие бунтуют, бьют стекла, разбили в школе, конторе директора, разбита харчевая лавка», «На фабрике положительно бунт, толпы рабочих и никем не сдерживаются, представляют опасность для жизни живущих»?

 

Обуховской обороне

 

Морозовской стачке

 

Путиловской стачке

 

Стачке на Кренгольмской мануфактуре

17.  

Верны ли следующие утверждения?

 А. В пореформенной России стали быстрыми темпами развиваться машиностроение, металлургия, угледобыча

Б. После отмены крепостного права стал формироваться рынок труда в сельском хозяйстве

 

верно только А

 

верно только Б

 

верны оба утверждения

 

оба утверждения неверны

18.  

Товарищество передвижных художественных выставок было основано в

 

1860 году

 

1865 году

 

1870 году

 

1880 году

19.  

Разработкой проекта об учреждении законосовещательной Думы от 6 августа 1905 года руководил:

 

С.Ю.Витте

 

И.Л.Горемыкин

 

А.В.Булыгин

 

М.Т.Лорис-Меликов

20.  

Одной из целей  реформы П.А.Столыпина является:

 

отмена круговой поруки в общине

 

учреждение машинно-тракторных станций

 

создание Товариществ по обработке земли

 

переселение крестьян из  центральной России в Южную Сибирь и на Дальний Восток

21.  

Установите хронологическую последовательность событий. Полученный результат занесите в таблицу.

А)

Учреждение Крестьянского поземельного банка

Б)

Учреждение института земских начальников

В)

Ограничение автономии университетов

Г)

Принятие Городового положения, предоставившего избирательные права только владельцам недвижимости

 

1

2

3

4

 

 

 

 

22.  

Установите соответствие между понятиями и определениями.

Полученный ответ впишите в таблицу:

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1)

крестьянин-собственник

А)

крестьянин, не приступивший к совершению выкупной сделки

2)

отрезки

Б)

участки земли, отрезанные от помещиков в пользу крестьян

3)

временнообязанный

В)

крестьянин, вышедший на выкуп своего полевого надела

4)

волость

Г)

объединение крестьянских общин-миров, в котором действует сельский сход

 

 

Д)

участки земли, превышающие норму надела и отошедшие к помещикам

 

1

2

3

4

 

 

 

 

23.  

Вставьте пропущенное слово:

Увеличение количества приходских и уездных училищ, школ для рабочих, гимназий, университетов, развитие издательского дела, распространение грамотности, открытие музеев - такие особенности развили культуры пореформенной России были показателями ее _________________________________________.

Ответ:

24.  

Вставьте пропущенное слово:

Д Н. Писарев, один из представителей русской общественной мысли в XIX веке, писал:

Вот «Ultimatum» (ультиматум) нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушится вдребезги, то хлам: во всяком случае бей направо и налево, от этого вреда не будет, и не может быть».

Представители этого направления назывались _______________________________.

 

Ответ:

25.  

Установите соответствие между именами русских ученых второй половины XIX – начала  XX  века и областью науки, в которой они работали.

Полученный ответ впишите в таблицу:

 

ИМЕНА

 

НАУКИ

1)

Соловьев В.

А

Аэродинамика

2)

Жуковский Н.

Б

География

3)

Миклухо-Маклай Н.

В

Религиозная философия

4)

Павлов И.

Г

Рефлексология

 

 

Д

Химия

 

1

2

3

4

 

 

 

 

' >
26.  

Отметьте причины Первой русской революции 1905-1907 годов.  (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).

 

1)

Межнациональные противоречия в Российской империи

2)

Сохранение докапиталистических пережитков в сельском хозяйстве

3)

Сохранение самодержавия, отсутствие политических прав у граждан

4)

Победа России в русско-японской войне

5)

Образование монополий в форме синдикатов

 

 

Ответ:

27.  

Введение судов присяжных вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе. М. Н. Катков писал: «Если в силу закона уличная толпа приводится в зал судебных заседаний и если здесь ее случайные суждения получают силу судебного приговора, то всякий здравомыслящий человек скажет, что в этом безобразии виновата не толпа, а те судебные учреждения, которые вручают ей неподобаю­щую власть...».  Критиковал это нововведение и видный юрист А. Ф. Кони после того, как в 1878 году суд присяжных вынес оправ­дательный вердикт по делу о покушении Веры Засулич на петербур­гского градоначальника Ф. Ф. Трепова.

Определите положительные и отрицательные стороны введения в России суда присяжных.

 

28.  

Перечислите две основные реформы Александра II.  Укажите любые два их важнейших  позитивных  результата?

29.  

Сопоставьте приведенные суждения современников и историков об эпохе Александра III. Почему высказаны столь различные суждения? Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.

А) Мнение журналиста М.Н. Каткова:

«В горячечном состоянии нам казалось, что мы шли в гору, тогда как мы шли путем расстройства и гибели... Теперь только с начавшимся отрезвлением жизнь вступает в свои права и пробуждаются ее здравые инстинкты. Мы находимся в состоянии выздоровления... только войдя в себя, можем мы различать, что поистине к лучшему и что к худшему... Все истинно великое из реформ предыдущего царствования да пребудет в силе; но все фальшивое... все чуждые мысли законодателя... должно быть расторгнуто с корнем».

Б)  Мнение революционера В.И. Ульянова (Ленина):

«В России не было эпохи, про которую до такой степени можно было сказать: «наступила очередь мысли и разума», как про эпоху Александра III... именно в эту эпоху всего интенсивнее работала русская революционная мысль, создав основы социал-демократического миросозерцания. Да, мы, революционеры, далеки от мысли отрицать революционную роль реакционных периодов».

 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz