Тема № 6 Российская империя в первой половине XIX века

 
1.  

Начало царствования Александра I  было временем

 

учреждения представительных органов власти

 

проведения реформ в области государственного устройства

 

реализации принципа разделения властей

 

предоставления крепостным крестьянам личной свободы

2.

Россия в войне с Наполеоном 1812 года  преследовала, в первую очередь, цель –

защитить отечество
усилить своё влияние в Европе
уничтожить Францию как суверенное государство
захватить территорию Франции
3.  

Верны ли следующие утверждения?

Декабристы на Сенатской площади отстаивали идеи

А.

ограничения самодержавия законом

Б.

отмены крепостнических порядков

 

верно только А

 

верно только Б

 

верны оба утверждения

 

оба утверждения неверны

4.

Какие из указанных мероприятий относятся к периоду правления

Александра 1?

учреждение суда присяжных и адвокатуры
принятие Указа о вольных хлебопашцах
отмена временнообязанного состояния крестьян
создание военных поселений
основание Царскосельского лицея
5.  

Прочитайте фрагмент из записок академика А.В. Никитенко. Какое

название получил период последних лет правления Александра  I,

связанный с отказом от либеральных преобразований?

«Известно, какой переворот  произошел в императоре

Александре Павловиче после первых неудач,

встретивших  его либеральные  поползновения. Даже сердце

его  охладело к России,  лишь  только оказалось, что ее 

грубые нравы,  невежество, административные неурядицы

не могут  быть переработаны так скоро, как бы ему того хотелось

 по  его добрым, но легкомысленным  планам.  От отказался 

 от  реформ, которые перед тем сам признавал нужными 

 и полезными, - отказался потому,  что они требовали

систематической твердой политики,  не смущающейся

ни трудностями, ни первоначальными неудачами».

 

бироновщина

 

официальная народность

 

аракчеевщина

 

непросвещенный абсолютизм

6.
Программным документом Северного общества декабристов  служил(-а)
Устав (Статут)
"Зеленая книга"
Конституция
«Русская правда»
7.  

 Проявлением  развития капиталистического уклада в  экономике

 России в первой половине XIX века является

 

сохранение рутинного уровня техники в сельском хозяйстве

 

использование на мануфактурах труда посессионных и приписных крестьян

 

усиление связи крестьянских хозяйств с рынком

 

возможность помещиков покупать и продавать крестьян

8.  

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка. О каком

государственном деятеле России первой половины  XIX века в нем идет

 речь?«Новое устройство, в котором нуждалась страна, должно было

быть основано на "непременном законе".  Если одна и та же власть

будет и составлять закон, и исполнять его, то законности никакой

не будет. Отсюда вытекает необходимость разделения властей

на законодательную, судебную и административную;

не менее строго  должен  проводиться  принцип разделения властей

на центральные и местные.  С другой строны, власть правительства

 покоится "на общей воле народа", а потому правительство должно

опираться   на народное мнение. Для этого представители населения

должны быть допущены к участию в законодательстве, суде и

 управлении. "Весь разум сего плана состоял в том, чтобы

посредством законов утвердить власть правительства на  

началах постоянных и тем самым сообщить действию сей власти

более достоинства и истинной силы"».

С.С. Уваров
А.А. Аракчеев
М.М. Сперанский
М.И. Кутузов
9.  

Верны ли следующие утверждения?

В правление Николая  I (1825 – 1855 гг.)

А.

развернулись споры западников и славянофилов

Б.

введен в действие «Чугунный» цензурный устав

 

верно только А

 

верно только Б

 

верны оба утверждения

 

оба утверждения неверны

10.  

 Крепостное право в России в первой половине  ХIX века

тормозило развитие капитализма
способствовало формированию рынка рабочей силы
содействовало развитию товарно-денежных отношений
стало элементом капиталистического развития
11.  

Первая в России железная дорога, построенная в 1837 г., соединила Петербург с

 

Москвой

 

Царским Селом

 

Выборгом

 

Петергофом

12.  

Промышленный переворот в России начался в

конце XVIII века
1810 – 1820-гг.
1830 – 1840-гг.
1850 – 1860-гг
13.  

Верны ли следующие утверждения?

 

А.

В ходе реформы П.Д. Киселева в государственной деревне были созданы военные поселения

Б.

Усилиями С.С. Уварова были созданы условия для успешного развития автономии университетов.

 

верно только А

 

верно только Б

 

верны оба утверждения

 

оба утверждения неверны

14.  

Какие из понятий относятся к периоду правления Николая 1?

А)

суд присяжных

Б)

кредитные билеты

В)

кружки славянофилов

Г)

просвещенный абсолютизм

Д)

официальная народность

БГД
БВД
АБГ
ВГД
15.

 «Революция стоит на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне

сохранится дыхание жизни, пока я буду императором». Так выразил свое

внешнеполитическое кредо

 

Александр I

 

Александр II

 

Николай I

 

Павел I

16.

Николай 1 получил прозвище «жандарм Европы» из-за

 

участия русских войск в войне с Али-пашой

 

подавления армией Паскевича восстания в Будапеште в 1849 году

 

подавления польского восстания 1831 года

 

войны против горцев Северного Кавказа

17.  

Значение Восточного вопроса для России заключалось в

 

обеспечении благоприятного режима Черноморских проливов

 

противодействии англичанам в продвижении в Тибете

 

борьбе с Японией за влияние над Манчжурией

 

завершении присоединения Северного Кавказа

18.

В 1811 году открылось учебное заведение, предназначенное

для выходцев из элитарных дворянских семей

Смольный институт
Пансион Жакино
Царскосельский лицей
Ришельевский лицей
19.  

О каком историческом труде идет речь в приведенном фрагменте:

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

 

«История государства Российского» Н.М.Карамзина

 

«История русского народа» Н.А. Полевого

 

«Публичные чтения о Петре Великом» С.М.Соловьева

 

«Очерк истории торговли в Московском государстве» Н.А.Костомарова

20.

Первое кругосветное путешествие  из русских мореплавателей 

было совершено

М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном
 

И.Ф. Крузенштерном и  Ю.Ф. Лисянским

Е.А. и  М.Е..  Черепановыми
О.Е.Коцебу и  Ф.П.Врангелем
21.  

Установите соответствие между событиями и датами.

Полученный ответ впишите в таблицу:

                     СОБЫТИЯ

ДАТЫ

1)

утверждение заключительного акта Венского конгресса

А)

1805

2)

битва при Аустерлице

Б)

1809

3)

Ункияр-Искелесийский договор

В)

1815

4)

Синопское морское сражение

Г)

1833

 

 

Д)

1853

 

1

2

3

4

 

 

 

 

22.  

Отметьте новые явления, появившиеся в  экономике России в

первой половине  XIX  века.  (Выберите в перечне все правильные

ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа

в порядке возрастания).

 

1)

построена железная дорога из Петербурга в Москву

2)

открылась Макарьевская всероссийская ярмарка

3)

купцы получили право торговать на ярмарках

4)

открыто пароходное сообщение по Неве и Волге

5)

появились первые фабрики, применяющие труд машин

 

Ответ: _______________

 

23.  

Прочитайте фрагмент из воспоминаний современника событий.

О какой из войн идет речь?  Ответ впишите в строку.

«Пехота наша на левом фланге, предводимая Милорадовичем,

Коновницыным и графом Остерманом — генералами испытанной

неустрашимости — при чрезвычайных усилиях должна

 была оставить в руках неприятеля потерянные укрепления,

и большие встречая затруднения в действии, не взирая

на все то, успела твердостию своею оборону нашу сделать

 менее сомнительною. VII-й корпус генерал-лейтенанта

 Раевского при малочисленности своей удерживал свое

место и сообщение обеих армий с примерной непоколебимостью.

В четвертом часу пополудни почти повсюду прекратились

атаки пехоты или ничего не обнаруживали решительного.

Их заменили действия кавалерии».

     Ответ: ______________

(название впишите в строку ответа).

24.  

Установите хронологическую последовательность событий русской

истории  первой половины XIX века. Полученный результат занесите

в таблицу.

 

А)

начало реформы П.Д. Киселева

Б)

введение военных поселений

В)

отмена автономии университетов

Г)

основание Петербургского университета

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

25.  

Установите соответствие между государственным деятелем и

его характеристикой. Полученный ответ впишите в таблицу:

 

ДЕЯТЕЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

1)

М.Б. Барклай де Толли

А)

российский дипломат, представлял Россию на Венском конгрессе

2)

М.И. Кутузов

Б)

руководитель антиосманского восстания в Греции

3)

Д.В. Давыдов

В)

военный министр, командовал объединенными войсками союзников во время заграничного похода

4)

К.В. Нессельроде

Г)

главнокомандующий всеми русскими армиями, светлейший князь

 

 

Д)

командир армейского партизанского отряда

 

1

2

3

4

 

 

 

 

26.  

 Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка. Кто  возглавлял

 проведение реформы, характеризуемой в приведенном фрагменте:

«Государственные крестьяне были устроены в особые сельские общества

 ( которых оказалось почти 6000) , из которых составлялись волости.

 Эти образования имели свои “сходы”, избирали для управления

 волостных и  сельских “голов”, а для суда - особых судей.

 Были проведены меры для   улучшения их хозяйственного быта -

 крестьян учили лучшим способам хозяйствования,  

 обеспечивали зерном в неурожайные годы, малоземельных

 наделяли землей, заводили школы, давали податные льготы»?

Ответ: _________________

(имя впишите в строку ответа)

27.  

Опишите любые три новых явления в экономике России в первой

половине  XIX  века.

28.  

Охарактеризуйте основные программные требования декабристов

 (приведите не менее трех требований). Укажите два основных

программных документа декабристского движения.

 

29.
Прочитайте фрагмент сочинения А.С. Пушкина о Н.М. Карамзине. Ответьте на вопросы. 
«Появление "Истории государства  Российского"  (как  и  надлежало  быть) наделало 
много  шуму  и  произвело  сильное  впечатление.  3000  экземпляров разошлись в один
 месяц,  чего  не  ожидал  и  сам  Карамзин.  Светские  люди бросились читать историю
 своего отечества. Она была для них новым открытием. Древняя  Россия,  казалось, 
 найдена  Карамзиным,  как   Америка   Колумбом. Несколько времени нигде ни о чем ином
 не говорили. Признаюсь, ничего  нельзя вообразить глупее светских суждений, которые 
удалось мне слышать; они были в состоянии отучить хоть кого от охоты к  славе. 
 Одна  дама  (впрочем,  очень милая), при мне  открыв  вторую  часть,  прочла  
вслух:  "Владимир  усыновил Святополка, однако ж не любил его... Однако! зачем не но? 
однако! Чувствуете ли всю ничтожность вашего Карамзина?" В журналах его не 
критиковали:  у  нас никто не в  состоянии  исследовать,  оценить  огромное  создание
  Карамзина. Каченовский бросился на предисловие. Никита Муравьев, молодой человек,
 умный и пылкий, разобрал предисловие  (предисловие!).  Михаил  Орлов  в  письме  к Вяземскому
пенял Карамзину, зачем в начале своего творения  не  поместил  он какой-нибудь блестящей 
гипотезы о происхождении славян, то есть требовал  от историка  не  истории,  а  чего-то  другого.  
Некоторые  остряки  за  ужином переложили первые главы Тита Ливия слогом Карамзина;  зато 
 почти  никто  не сказал спасибо человеку, уединившемуся в  ученый  кабинет,  во  время  
самых лестных успехов, и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным  и  неутомимым трудам. 
Примечания  к  русской  истории  свидетельствуют  обширную  ученость Карамзина,
 приобретенную им уже в тех летах, когда  для  обыкновенных  людей круг образования и познаний 
давно заключен  и  хлопоты  по  службе  заменяют усилия к просвещению. Многие забывали, что 
Карамзин печатал свою "Историю" в России, в государстве самодержавном; что государь, 
освободив его от цензуры, сим  знаком  доверенности  налагал  на  Карамзина  обязанность 
всевозможной скромности и умеренности. Повторяю, что  "История  государства  Российского"
 есть не только создание великого писателя, но и  подвиг  честного  человека». 

1. Как встретила образованная Россия труд Карамзина?

Почему это было неожиданно для него?

 

 

2. Какие Пушкин приводит примеры реакции современников на труд

Карамзина? (приведите не менее трех примеров).Какая реакция

вызывает критику поэта?

 

3. Почему Пушкин называет творение Карамзина подвигом?

 


 
 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz