Тема № 5 Российская империя в XVIII веке

 
1.  

К государственным реформам Петра I относится

 

учреждение коллегий

 

создание приказов

 

созыв Земского собора

 

учреждение патриаршества

2.  
О какой битве идет речь?

Эта битва стала первым серьезным успехом русских войск в Прибалтике. Впервые в ней приняли участие боевые корабли. Царь Петр I писал о ее значении так: «Зело жесток был сей орех, зато счастливо разгрызен!».

 

взятие Нотебурга

 

захват Ревеля

 

штурм Нарвы

 

высадка десанта под Выборгом

3.  

Какое событие самое позднее по времени?

 

учреждение Святейшего Синола

 

принятие указа о единонаследии

 

взятие Азова русскими войсками

 

основание Московской навигацкой школы

4.  

Современниками были

 

 

Борис Годунов и Александр Менщиков

 

Петр I  и Карл  XII

 

патриарх Никон и Марина Мнишек

 

Василий Голицын и Вольтер

5.  

«Табель о рангах» – это документ петровского времени, определявший

 

порядок продвижения на государственной службе

 

права и обязанности сословий

 

положение церкви в государстве

 

права и полномочия коллегий

6.  

Ассамблеи, собрания-балы для аристократии,  появились в России в царствование

 

Петра I

 

Екатерины II

 

Александра I

 

Александра II

7.  

Учрежденный Петром I  Святейший  Синод заменил собой

 

 

приказы

 

патриаршество

 

Боярскую думу

 

Земский собор

8.  

Прочтите фрагмент документа. Определите время его появления.

«Многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные, и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. того ради позволяется… для размножения таких заводов как шляхетству, так и купецким людям, и тем заводам деревни покупать невозбранно…»

 

опричнина Ивана Грозного

 

правление Петра Первого

 

смутное время

 

эпоха дворцовых переворотов

9.  

Даты: 1700 г., 1711 г., 1739 г., 1774 г., 1791 г. – связаны с

 

развитием системы российского образования

 

этапами закрепощения русского крестьянства

 

договорами о мире с Османской империей

 

крупными социальными движениями в Москве

10.  

Во время правления Екатерины II

 

 

сократилось количество мануфактур

 

уменьшился оброк с крепостных

 

распространились месячина и отходничество

 

появились ярмарочные торги

11.    

В.О. Ключевский, характеризуя эпоху дворцовых переворотов, писал:

 

«Одна особенность этих переворотов имеет более других важное политическое значение. Когда отсутствует закон, политический вопрос решается обыкновенно господствующей силой. Такой силой в русских дворцовых переворотах была привилегированная гвардия...». Каковы хронологические рамки данного исторического периода?

 

 

1689 -1725

 

1725-1762

 

1762-1796

 

1796-1801

12.  

Прочтите фрагмент нормативного документа XVIII века и укажите имя монарха, в чье правление он был принят.

 

«Да не лишится дворянин или дворянка дворянского достоинства, буде сами себя не лишили онаго преступлением, основаниям дворянского достоинства противным… Без суда да не лишится благородного дворянского достоинства. Без суда да не лишится благородной чести. Без суда да не лишится благородной жизни…Телесное наказание да не коснется до благородного»

 

Петра I

 

Екатерины II

 

Александра I

 

Александра II

13.  

Какое направление в русском искусстве второй половины XVIII в. было основным?

 

барокко

 

классицизм

 

романтизм

 

реализм

14.  

К политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II (1762-1796 гг.) относится

 

ограничение власти монарха конституционным документом

 

постепенное освобождение крестьян от крепостной зависимости

 

проведение секуляризации церковных и монастырских земель

 

образование оппозиционных самодержавию обществ декабристов

15.  

Укажите сражения,  в которых участвовала русская армия  в XVIII  веке?

 

А)

Полтавская битва

Б)

Взятие Измаила

В)

Битва при Аустерлице

Г)

Сражение при Кунерсдорфе

Д)

Куликовская битва

АГД
 АВД
АБГ
ВГД
16.  

«Манифест о вольности дворянства», предоставляющий российскому дворянству право не служить государю,  был издан в царствование

 

Петра I

 

Анны Иоанновны

 

Петра III

 

Елизаветы Петровны

17.  

Движение под предводительством Е.И.Пугачева охватило территории

 

близлежащих от Москвы губерний

 

Южного Урала и Поволжья

 

Западной и Южной Сибири

 

Петербурга и Прибалтийский губерний

18.  

Какое событие произошло раньше остальных?

 

 

введение в действие указа о единонаследии, предписывающего помещику передавать по завещанию земли одному из наследников

 

освобождение дворян от обязательной службы государю

 

принятие указа о трехдневной барщине

 

предоставление дворянам права избирать собрания в уездах и губерниях

19.  

Верны ли утверждения?

В  XVIII веке в России

А. утвердилась абсолютная монархия.

Б. введено государственное управление церковью.

 

верно только А

 

верно только Б

 

верны оба утверждения

 

оба утверждения неверны

20.  

«Он создал наш первый университет, и сам был нашим первым университетом» - писал А.С.Пушкин о великом русском ученом

 

Д.И.Менделееве

 

М.В.Ломоносове

 

А.П.Кантемире

 

Ф.Прокоповиче

21.  

Установите соответствие между событиями и датами. Полученный ответ впишите в таблицу:

                     СОБЫТИЯ

ДАТЫ

1)

установление российского протектората над восточной Грузией

А)

1721

2)

присоединение восточной Белоруссии по первому разделу Польши

Б)

1783

3)

подписание Ясского договора с Турцией, установившему границу России по Днестру

В)

1772

4)

Подписание Ништадтского мирного договора со Швецией, завоевание выхода в Балтийское море

Г)

1789

 

  

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Д)

1791

22.  

Отметьте новые явления, появившиеся в  государственном строе России в  XVIII веке.  (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).

 

1)

осуществлена реформа церкви, введен обряд по греческому образцу

2)

созвана Уложенная комиссия, пытавшаяся выработать новый свод законов

3)

проведена губернская реформа, сосредоточившая власть на местах в руках генерал-губернатора

4)

вместо приказов учреждена система коллегий

5)

отменены кормления, вместо них власть перешла к избираемым населением земским старостам

Ответ: _______________
23.  

Прочитайте отрывок из указа российского монарха XVIII века и запишите имя монарха.

 “...дабы никто... челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания... когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее императорскую особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты

                                                  

Ответ:_____________________

 (имя впишите в строку ответа).

 

24.  

Установите хронологическую последовательность событий русской истории  XVIII веков. Полученный результат занесите в таблицу.

 

А)

введение ассамблейного кодекса

Б)

учреждение Московского университета

В)

открытие Смольного института благородных девиц

Г)

начало издания первой печатной газеты «Ведомости»

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

25.  

Установите соответствие между деятелями  XVIII века и характеризующими их признаками. Полученный ответ впишите в таблицу:

ДЕЯТЕЛИ

ПРИЗНАКИ

1)

А.Д. Менщиков      

А)

церковный деятель, первый обер-прокурор Синода

2)

И.И. Шувалов

Б)

сподвижник Петра  I, ставший после его кончины генералиссимусом и временщиком

3)

Г.А. Потемкин

В)

фаворит Елизаветы Петровны, покровитель М.В. Ломоносова, попечитель университета

4)

Ф. Прокопович

Г)

фаворит Анны Иоанновны, чьим именем названа эпоха засилья иноземцев при российском дворе

 

 

Д)

государственный деятель эпохи Екатерины Великой, содействовал присоединению Крыма и строительству Черноморского флота

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

26.  

Прочтите фрагмент   из воспоминаний Е.Р. Дашковой, государственного деятеля эпохи «просвещенного абсолютизма» и напишите имя российского императора, о котором в нем говорится.

 

 «Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками»

 

Ответ: _________________

(имя впишите в строку ответа).

 

27.  

Опишите любые три реформы Петра Великого.

28.  

Приведите любые три примера, иллюстрирующие внешнеполитическую деятельность российских императоров в  XVIII веке. Укажите земли, присоединенные к России в результате этих действий.

 

29.  

Прочитайте текст современного историка о начале правления Екатерины Великой.  Ответьте на вопросы.

«Взойдя на престол, Екатерина объявила себя преемницей Петра I  и, следовательно, абсолютной самодержицей.  Однако эта императрица переписывалась с Вольтером и называла его «учителем»: «Ваши  сочинения приучили меня мыслить», - писала она французскому философу. Она  дружила с Дидро и д’Аламбером, приглашала  последнего быть  воспитателем ее сына. В Манифесте от 6 июля 1762 г.  было объявлено,  что самодержавное самовластие само по себе, без узды добрых и человеколюбивых качеств, есть  зло, пагубное для государства;  также признавалось определенное право личности  поступать по собственной воле. Постепенно монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», но как блюститель законности: «просвещенный абсолютизм» неразрывно связывает монархию с «правильной организацией» управления и суда.

Прусский король Фридрих Великий, когда был еще с Екатериной в приязненных отношениях, часто хвалил ее.  «Многие  государыни,   -  говорил  он,  -  заслужили славу: Семирамида- победами, Елизавета Английская - ловкою политикою,  Мария-Терезия  - удивительною твердостью в бедствиях,  но одна только  Екатерина заслуживает наименование законодательницы».

1.     Как понимала императрица идею «просвещенного абсолютизма»?

 

2.     Приведите три примера законодательной деятельности Екатерины Великой.


                                                                   
 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz