Тема № 4 Российское государство в XVI-XVII­ веке

 
1.  

Какие из терминов появились в период правления Ивана Грозного?

смерд, вира
 

баскак, деньги

 

стрельцы, опричники

 

рекруты, ассамблеи

2.  

Какая из характеристик подходит к князю А.М. Курбскому?

 

русский полководец, победитель крымского хана Девлет-Гирея в битве на Молоди, казнен в 1572 году

 

русский полководец, участник штурма Казани, командовал войском в Ливонской войне, перешел на сторону противника

 

предводитель отряда волжских казаков, возглавил поход против хана Сибирского ханства Кучума

 

русский полководец, предводитель неудачного похода 1559 года на Крым

3.  

Иван Грозный принял решение об отмене опричнины после

 

отставки А.Адашева

 

поражения в Ливонской войне

 

введения «заповедных лет»

 

битвы на Молоди

4.  

В государственном строе Российского государства в 16 веке появились (-лась)

 

княжеские дружины

 

кормления

 

боярская дума

 

земские соборы

5.  

Итогом опричной политики Ивана Грозного было

 

укрепление обороноспособности страны

 

снижение налогового бремени для податных категорий населения

 

формирование деспотической власти

 

развитие внутренней торговли и промышленности

6.  

Патриаршество в России было учреждено в правление царя

 

Бориса Годунова

 

Федора Иоанновича

 

Ивана Грозного

 

Василия Шуйского

7.  

Восстание в Москве против Федора Годунова в июне 1605 года привело к

 

воцарению Михаила Романова

 

приходу к власти Семибоярщины

 

воцарению Лжедмитрия 1

 

созыву Земского Собора

8.  

К периоду Смутного времени  начала XVII  века  относится имя

 

А.П. Ордина-Нащекина

 

А.Д. Меншикова

 

М.В. Скопина-Шуйского

 

протопопа Аввакума

9.  

Освобождение Москвы от польско-шведской интервенции в 1612 году
связано с

 

отрядами И. Болотникова  и  И.Горчакова

 

народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского

 

войсками под командованием М.Скопина-Шуйского

 

народным ополчением под руководством П. Ляпунова

10.  

Земский собор 1613 года, созванный по инициативе Совета всея земли, считается самым представительным за всю историю соборного представительства в России. Его участники перед вынесением окончательного решения постились в течение нескольких дней. Собор решал вопрос о

 

принятии крестоцеловальной записи

 

заключении мира с Польшей

 

передаче Новгорода Швеции

 

выборе новой династии

11.  

В середине XVII века центрами складывающегося единого всероссийского рынка стали

 

биржи

ярмарки
магазины
аукционы
12.  

Крепостное состояние было признано наследственным, завершено юридическое оформление крепостного права в царствование

 

Ивана Грозного

 

Бориса Годунова

 

Алексея Михайловича

 

Петра Алексеевича

13.  

Территория России увеличилась в XVII в. в результате войны с Речью Посполитой  за счет

 

прибалтийских городов и крепостей

 

Причерноморья и Крыма

 

Восточной Украины и Киева

 

Прикаспия и Приазовья

14.  

Верны ли утверждения?

А. Старообрядцы отстаивали сохранение прежних церковных облачений и двоеперстное крещение.

Б. сторонники нового церковного обряда, введенного Никоном, выступали за замену земного поклона поясным и крестный ход против хода солнца.

 

верно только А

 

верно только Б

 

верны оба утверждения

 

оба утверждения неверны

15.  

Прочитайте фрагмент сочинения современного историка. О каком  событии  XVII века в нем идет речь?

 

«В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя – село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими».

 

Соловецком восстании

 

Медном бунте

 

движении Василия Уса

 

восстании Хлопка

16.  

Чем обусловлено прекращение созывов Земских соборов в правление Алексея Михайловича?

 

необходимостью сохранения поддержки сословий для преодоления последствий Смуты

 

выборным характером власти новой династии

 

выявившимися тенденциями усиления самодержавного характера власти

 

отсутствием легитимности власти династии Романовых

17.  

Прочитайте фрагмент сочинения современного историка. О каком  российском государственном и церковном деятеле   XVII века в нем идет речь?

 

«Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской: "Яко же месяц емлет себе свет от солнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея". По сути он становится соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: "светлейший патриарх указал и бояре приговорили»».

 

Иове

 

Филарете

 

Никоне

 

Макарии

18.  

Укажите произведение, из которого приведен фрагмент.

«А коли насадит человек капусты и свеклы, и они созреют, то листья капустные можно сварить, а станет капуста свиваться в кочан, да еще густо, то, постепенно отсекая, тоже варить; листьями же, их обламывая, кормить скотину. В ту же пору, до самой осени, борщ нарезая, сушить, он всегда пригодится - и в этот год и позднее; и капусту в течение всего лета варить и свеклу, по осени же хозяин капусту солит, а свекольный рассол готовит и солит огурцы, а летом наслаждается: ест дыни, горошек, морковь, огурцы и всякий овощ, а коли Бог послал и больше чего уродилось, то еще и продаст»

 

Временник

Домострой
Задонщина
 

Стоглав

19.  

Первым русским книгопечатником был

 

Андрей Рублев

 

Иван Фёдоров

 

Андрей Чохов

 

Андрей Курбский

20.  

В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль –

шатровый
классицизм
 

московское барокко

 

романский

21.  

Установите соответствие между терминами и временем их появления. Полученный ответ впишите в таблицу:

                    ТЕРМИНЫ

ВРЕМЯ

1)

ярлык

А)

XII

2)

урочные лета

Б)

XIII

3)

пожилое

В)

XV

4)

старообрядцы

Г)

XVI

 

 

Д)

XVII

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

22.  

Отметьте новые явления, появившиеся в экономике России в  XVII веке.  (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).

1)

появляется поместная форма землевладения

2)

формируется единый всероссийский рынок

3)

развивается мануфактурное производство

4)

складывается торговый путь «Из варяг – в греки»

5)

сельские ремесла становятся мелкотоварными

 

Ответ:

 

23.  

Укажите название негласного правительства, сложившегося вокруг Ивана  IV, о котором идет речь в книге современного историка:

 «В конце 1540-х годов при дворе сформировалась группа людей, которую можно назвать негласным правительством. В нее входили приближенные Ивана IV, представители аристократических родов А. Курбский и М. Воротынский, выходец  из служилого дворянства А. Адашев, дьяк И. Висковатый. Катализатором реформ стали неудачные походы на Казань, выявившие слабость русских ратей. Военные преобразования должны были по цепочке повлечь за собой государственные, податные, социальные преобразования."

( название впишите в строку ответа).

 

Ответ:

 

24.  

Установите хронологическую последовательность событий русской истории  XVI XVII веков. Полученный результат занесите в таблицу.

 

А)

церковный раскол

Б)

крестоцеловальная запись Василия Шуйского

В)

введение заповедных лет

Г)

учреждение опричнины

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

25.  

Установите соответствие между событиями и датами. Полученный ответ впишите в таблицу:

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

1)

венчание Ивана  IV на царство

А)

1613

2)

упразднение опричнины

Б)

1547

3)

избрание земским собором на царство Михаила Романова

В)

1572

4)

принятие Соборного уложения

Г)

1605

 

 

Д)

1649

 

1

2

3

4

 

 

 

 

26.  

 

В6

 

Прочтите фрагмент  литературного произведения XVII века и напишите имя человека, составившего его.

 

«Взяли меня, стригли и проклинали, а я их проклинал. Скована держали год без мала. Потом ко мне комнатные люди многажды присыланы были и говорили мне царевым глаголом: «Протопоп, ведаю, де, я твое чистое и богоподражательное житие, прошу де твоего благословения…»

Сослали в Пустозерье. И я из Пустозерья послал к царю два послания.»

Ответ:

27.  

Опишите любые три события эпохи правления царя Алексея Михайловича.

28.  

Приведите любые три примера, иллюстрирующие внешнеполитическую деятельность государей московских в  XVI-XVII веках.

29.  

Прочитайте текст современного историка о реформах «Избранной рады».  Ответьте на вопросы.

«Важнейшими стали реформы центрального и местного управления. В 1550-х годах был сначала ограничен, а затем и вовсе упразднен институт кормленщиков. Их функции переходят к местным выборным органам (земским избам). Полномочия земских органов были достаточно скромными. Они занимались раскладкой и сбором налоговых сумм, боролись с «разбоями». Развитие органов местного управления способствовало усилению влияния служилого дворянства. Важнейшим изменением в области центрального управления стало формирование системы приказов. Из приказа - поручения, даваемого отдельным лицам, приказ превращается в центральный исполнительный орган. Одними из первых появились Посольский, Поместный, Разрядный, Стрелецкий. Среди финансовых мероприятий правительства «Избранной Рады» важнейшее место заняла податная реформа. Была введена единица обложения - «соха», с которой взималось «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей. В результате этого, а также иных действий власти, направленных на отмену податных привилегий духовных и светских феодалов, возросли доходы казны. Это позволило, в свою очередь, решить и задачи по укреплению войска. Появилось новое полурегулярное войско - стрелецкое, вооруженное холодным и огнестрельным оружием(бердышом и пищалью). Была создана «избранная тысяча», выполняющая функции охраны царя. Она стала основой поместного(дворянского) ополчения. В 1556 году было принято Уложение о службе, регламентирующее обязательства дворянина перед государством».

 

1.     Перечислите основные реформы Избранной рады (не менее трех).

 

 

2.     Какое значение имела отмена кормлений и создание приказной системы? (приведите не менее двух пояснений)

 


 
 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz